
В российской системе финансирования здравоохранения сохраняется принципиальный дисбаланс, при котором оплата медицинской помощи привязана не к качеству оказываемых услуг, а исключительно к факту пребывания пациента в стационаре. Как отмечают эксперты Счетной палаты, подобный подход противоречит базовому принципу современного здравоохранения, где именно качество медицинской помощи должно быть ключевым фактором увеличения продолжительности жизни населения.
Серьезной проблемой остается непрозрачность формирования тарифов в системе обязательного медицинского страхования. В настоящее время расчет стоимости медицинских услуг осуществляется без четкой методической базы, что ставит под сомнение эффективность использования бюджетных средств. В связи с этим Счетная палата выступила с инициативой передать функции по регулированию тарифов и разработке расчетных методик Федеральной антимонопольной службе. На данное ведомство возложена задача подготовить конкретные предложения по модернизации системы тарифообразования, которые должны быть реализованы до 1 июня 2025 года.
Особую озабоченность вызывает распределение финансовых потоков в системе ОМС. Более половины средств (56,7%) направляется на стационарную помощь, при этом базовые принципы финансирования до сих пор не приведены в единую систему. Действующая с 2013 года модель оплаты по клинико-статистическим группам, предполагающая объединение заболеваний со схожими затратами, на практике демонстрирует существенные недостатки. Отсутствие четкой методики расчета коэффициентов затратности и базовых ставок создает значительную неопределенность в тарифной политике и провоцирует постоянные конфликты между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями.
Как подчеркивает заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова, существующая система финансирования не создает достаточных стимулов для повышения качества медицинской помощи. Единственным значимым критерием оценки работы учреждений остается показатель снижения смертности, тогда как такие важные аспекты, как удовлетворенность пациентов и доступность медицинской помощи, вообще не учитываются. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда стационары заинтересованы в увеличении количества госпитализаций, порой в ущерб качеству лечения и соблюдению клинических стандартов.
Слайды
Немаловажным фактором, усугубляющим диспропорции в финансировании, является существенное расхождение между государственными тарифами и рыночными ценами на медицинские услуги. Ярким примером может служить ситуация с МРТ-диагностикой в Кировской области, где установленный тариф на 2023 год превышал среднерыночную стоимость аналогичной услуги в Волго-Вятском регионе на 53%. Хотя в 2024 году была проведена корректировка тарифа, разница все еще остается значительной и составляет 44%.
Дополнительные сложности создает отсутствие единой автоматизированной системы расчета тарифов. В 75 регионах страны обработка данных по финансированию медицинской помощи до сих пор осуществляется вручную, что не только увеличивает вероятность ошибок, но и усиливает региональные диспропорции. Особенно остро эта проблема проявляется при расчете нормативов финансовых затрат для высокотехнологичной медицинской помощи, где за основу берутся данные всего нескольких федеральных учреждений, не отражающие реальные потребности всей системы здравоохранения.
Отдельного внимания заслуживает состояние нормативно-правовой базы, регулирующей процесс тарифообразования. Существующие пробелы в методологических документах приводят к тому, что утверждаемые тарифы часто не соответствуют реальным затратам медицинских организаций либо существенно их завышают. В этой связи Счетная палата указывает на необходимость глубокой системной реформы, которая позволит не только оптимизировать бюджетные расходы, но и повысить доступность и качество медицинской помощи для населения России.
Тарифная политика в сфере ОМС требует пересмотра
По итогам недавней проверки Счетная палата выявила недостатки в системе тарифообразования в системе ОМС:
🔴Нет методик расчета тарифов на высокотехнологичную и специализированную медпомощь.
🔴Тарифы ОМС в сфере специализированной медицинской помощи, предоставляемой в стационарах, разнятся от региона к региону, вызывая дисбаланс финансового обеспечения в системе ОМС.
🔴В первичном звене здравоохранения размер подушевого норматива (компенсации средств на лечение одного пациента) постоянно меняется в течение года.
🔴В 75 регионах тарифы рассчитываются вручную, что снижает прозрачность и эффективность процесса.
Рекомендации Счетной палаты:
▶Пересмотреть подходы к формированию тарифов.
▶Наделить ФАС России полномочиями по регулированию тарифов и разработке методик их расчета.