Формирование пищевого поведения у ребенка до года

Введение прикорма, изображение к статье о формировании пищевого поведения ребенка первого года жизни, медицинская энциклопедия РЕСУРСОР

Формирование пищевого поведения начинается во внутриутробном периоде и тесно взаимосвязано с особенностями пищевого поведения и пищевыми предпочтениями матери.

Особенности пищевого поведения в разные периоды внутриутробного развития

Принято выделять следующие этапы формирования пищевого поведения у ребенка:

  1. 4 месяц внутриутробного развития. Отмечаются открывание рта и глотание околоплодной жидкости, белок которой является важным источником питания и фактором, стимулирующим деятельность пищеварительной системы. Нормально развивающийся плод заглатывает порядка 450 мл амниотической жидкости.
  2. 5 месяц внутриутробного развития. На этом сроке появляются спонтанные жевательные и сосательные движения. Под влиянием состава околоплодной жидкости формируются обонятельные и вкусовые предпочтения, важные как в качестве пищи, так и для формирования ранних детско-родительских отношений. У ребенка складываются первые обонятельные впечатления о матери с последующим предпочтением ее запаха другим.
  3. К моменту рождения у новорожденного существуют обонятельно-вкусовые предпочтения, влияющие в последующем на выбор в пользу тех пищевых продуктов, которые употребляла его мать во время беременности.
  4. После рождения продолжается формирование пищевого поведения, которое складывается в сложный комплекс, включающий поведенческие реакции, функции пищеварительной, вегетативной и центральной нервной системы. В момент кормления этот комплекс осуществляется следующим образом:
  • Ребенок производит сосательные движения. В первые минуты и часы жизни сосательные движения возникают спонтанно и свидетельствуют о готовности к приему пищи;
  • Происходит изменение ряда вегетативных показателей: дыхания, сердечной деятельности, артериального давления, моторики желудка и кишечника и другие реакции на кормление. Новорожденный ребенок способен осуществлять сосание, дыхание и глотание одновременно, тогда как взрослый в момент глотания задерживает дыхание.
  • Осуществляется двигательная активность: движения пальцев рук, конечностей;
  • Происходит изменение параметров гомеостаза.

Процесс сосания новорожденного как основа пищевого поведения

Пищевое поведение в процессе сосания складывается из следующих моментов:

  • Поисковый рефлекс – поиск соска;
  • Захват соска;
  • Сосание.

Стимулами являются запах и тепло матери, вкус материнского молока. В дальнейшем помимо обоняния и вкуса, повышается значение зрительных и тактильных стимулов, формирующих отношение к приему пищи как к приятному событию, в том числе позволяющему ощутить материнскую любовь и заботу.

Грудное молоко в этот период выполняет роль «мостика» между внутриутробным и вне утробным периодами жизни ребенка.

Понятие о периодах грудного вскармливания

  • Подготовительный: формирование психологической установки будущей матери на кормление ребенка грудью;
  • Период взаимоиндукции: от первого прикладывания до появления «приливов» молока в момент кормления на 3-5 сутки после родов;
  • Адаптационный период: от хаотичного режима вскармливания после рождения до формирования устойчивого ритма голода и насыщения;
  • Основной период: успешное кормление с постоянными или увеличивающимися интервалами между приемами пищи, с хорошим эмоциональным контактом и хорошей упитанностью ребенка с накоплением подкожно-жирового слоя;
  • Лактационный криз: период возможного кратковременного снижения лактации, сопровождается беспокойством ребенка, с возможным урежением частоты стула. При адекватных мерах лактация восстанавливается через 5-7 суток и происходит возвращение к основному периоду;
  • Критический период: при нормальной лактации у ребенка имеются признаки относительной недостаточности питания, что указывает на необходимость введения прикормов.

Из указанной последовательности наиболее важными являются периоды взаимоиндукции и адаптации, лактационные кризы у некоторых матерей могут отсутствовать. В процессе длительного и тесного физического и эмоционального контакта при кормлении, между матерью и ребенком развивается устойчивая психоэмоциональная связь, которая впоследствии трансформируется в реакцию на мать, как источник и символ защищенности. Помимо психоэмоциональных эффектов, грудное вскармливание способствует развитию зубочелюстной системы, мозгового черепа, речевого аппарата.

Период перехода на новые продукты питания и его этапы

Период исключительно грудного вскармливания, описанный выше, заканчивается с появлением у ребенка интереса к новым продуктам питания, что происходит приблизительно к 4-6 месяцам. К этому возрасту у ребенка созревают пищеварительные ферменты, пищеварительная система готова к введению пищи, отличной от грудного молока.

В процессе перехода на новые продукты питания также выделяют несколько этапов:

  • Период переходного питания: от начала введения первого прикорма до полной замены прикормом одного грудного кормления;
  • Период значимых (энергетических) прикормов: продолжается до сохранения двух прикладываний к груди;
  • Период отлучения от груди: может продолжаться 1,5-2 года или более. В этот период происходит расширение рациона, но могут сохраняться до 2-х прикладываний к груди.

Этап отлучения совпадает с инволюцией молочной железы и завершается с полным отказом ребенка от груди.

Формирование пищевого поведения ребенка на первом году жизни по месяцам

Первый месяц грудного вскармливания

В течение первого месяца мать и ребенок приспосабливаются друг к другу. Кормления осуществляются по требованию, интервалы нерегулярные, вскармливание исключительно грудное. Всего за сутки может быть до 15-25 прикладываний к груди. Из них только 12-15 прикладываний как полноценное кормление, остальные 8-10 необходимы ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К концу первого месяца отмечается приход зрелого молока. В этот период отмечаются частые и обильные срыгивания, что является возрастной нормой и не является поводом для беспокойства.

Взаимоотношения матери и ребенка в первый месяц грудного вскармливания

С момента первого прикладывания ребенок отличает вкус и запах молока своей матери, предпочитая его другим. В первые два месяца жизни ребенок может сосать грудь как в период бодрствования, так и во сне. Совместный сон с матерью в сочетании с кормлением вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.

Второй месяц грудного вскармливания

Вскармливание по-прежнему исключительно грудное, по требованию ребенка. Прикладывания к груди, необходимые ребенку для достижения психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. Всего за сутки отмечается 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний к груди, из которых примерно 5-7 являются полноценным приемом пищи. Интервалы между полноценными кормлениями могут составлять от 40 минут до 3,5 часов. Ребенок, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.

Взаимоотношения матери и ребенка во второй месяц грудного вскармливания

Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери и внимательно изучает ее лицо. Периодически ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.

Третий месяц грудного вскармливания

Кормление исключительно грудью, устанавливается режим кормлений до 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимости в них постепенно снижается, увеличивается ночной перерыв между кормлениями, достигая примерно 5 часов.

Взаимоотношения матери и ребенка в третий месяц грудного вскармливания

Как правило, дети в трехмесячном возрасте спокойны и общительны. Во время кормления ребенок может отвлекаться, отталкиваясь от груди руками и ногами, выгибаясь дугой, или сжимать грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первые действия ребенка, направленные на отдаление своего «Я» от «Я» матери.

Четвертый месяц грудного вскармливания

Вскармливание исключительно грудное, число кормлений уменьшается, увеличивается интервал между приемами пищи, особенно во время сна, устанавливается определенный режим питания.

Взаимоотношения матери и ребенка в четвертый месяц грудного вскармливания

Во время кормления ребенок дотрагивается до груди матери, устанавливая тактильный контакт. В процессе кормления ребенок может сжимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения.

Реакция матери на подобные действия должна быть адекватной и заключаться в кратковременном прекращении кормления. Бурная реакция матери может испугать ребенка, а нарочитое терпение приведет к повторению неприятных для матери действий. Обычно ребенок предпринимает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая – проверочной: «правильно ли я понял, что тебе это неприятно?». Как правило, при правильной реакции матери необходимость в еще одной попытки у ребенка отсутствует, если мать прореагировала неправильно, то ребенок может повторить свой опыт.

К другим поведенческим особенностям в данном возрасте можно отнести эпизоды потери интереса ребенка к кормлению, когда он отворачивается от груди, что может быть расценено матерью как отказ от приема пищи. На самом деле, таким образом ребенок демонстрирует свое доминирующее положение по отношению к матери (моя мама и моя грудь никуда не денутся). В это время не рекомендуется лишать ребенка груди, считая, что он уже наелся и вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери. Если надежды малыша не оправдываются, то ребенок проявляет беспокойство и может даже заплакать.

Пятый месяц грудного вскармливания

Сохраняется исключительно грудное вскармливание. У ребенка устанавливается определенный режим кормлений, количество дневных кормлений сокращается до 6.

Взаимоотношения матери и ребенка в пятый месяц грудного вскармливания

В этом возрасте дети легко отвлекаются от груди во время кормления, проявляя интерес к окружающей обстановке, когда любой незначительный шорох или движение могут привлечь его внимание, прерывая процесс приема пищи.

Пищевое поведение ребенка в 5 месяцев

Ребенок начинает проявлять активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием навыка захватывать и удерживать предметы. Так, находясь за столом, ребенок пытается выхватить тарелку, ложку, чашку, берет эти предметы в рот. Наличие активного пищевого интереса свидетельствует о готовности введения прикорма.

Шестой месяц: грудное вскармливание и введение прикорма

В этом возрасте происходят изменения в пищеварительном тракте ребенка и организме в целом:

  • Созревание и повышение активности ряда пищеварительных ферментов;
  • Усиление секреции соляной кислоты;
  • Уменьшение повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника вследствие повышения образования гликопротеидов слизи;
  • Снижение текучести мембран эритроцитов;
  • Формирование достаточного уровня местного иммунитета в кишечнике;
  • Созревание механизма проглатывания полужидкой и твердой пищи, угасание рефлекса «выталкивания» ложки;
  • Способность удерживать туловище и голову в вертикальном положении;

Все перечисленные физиологические изменения указывают на готовность ребенка и его пищеварительной системы к введению продуктов прикорма. Продолжающееся кормление грудью в данный период облегчает процесс перехода на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка на шестом месяце грудного вскармливания

Увеличивается продолжительность эпизодов отвлечения во время кормления: ребенок меняет позу по своему желанию, может упираться ручками и мять молочную железу. Продолжается процесс осознания ребенком, что он и мать – разные личности.

Пищевое поведение ребенка 6-ти месяцев

Это возраст начала знакомства с новой пищей и адаптации к ней. У ребенка появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать новые продукты питания. В этот период важно предлагать достаточно гомогенную пищу.

Седьмой месяц: грудное вскармливание с прикормом

В возрасте семи месяцев продолжается грудное вскармливание с прикормом, с расширением меню прикорма.

Взаимоотношения матери и ребенка во время кормления в 7 месяцев

Начинается очередной этап отделения своего «Я», и ребенок может повторять опыт, который он продемонстрировал в четыре месяца: в процессе кормления прикусить материнскую грудь деснами или зубами. Реакция матери должна быть такой же, как описывалось выше. Ни в коем случае мать не должна терпеть или наоборот – слишком бурно реагировать. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет бояться матери, а нарочитое терпение дезориентирует его – он не сможет понять, какие ощущения в этот момент испытывает мать.

В этом возрасте ребенок во время кормления грудью может упираться в мать ногами, высоко забрасывать их, часто менять позу.

Пищевое поведение ребенка 7-ми месяцев

Ассортимент доступных блюд для прикорма расширяется и увеличивается их разовый объем. Ребенок активно пробует новые продукты. При совместном приеме пищи мать должна следить за поведением ребенка за столом: регулировать количество съеденного, предупреждать разбрасывание еды.

Восемь месяцев

Продолжается грудное вскармливание с прикормом, происходит дальнейшее сокращение числа дневных кормлений грудным молоком с увеличением объема пищи, вводимой с прикормом.

Взаимоотношения с матерью во время кормления грудью

В этом возрасте продолжается процесс осознания своего «Я». Ребенок пытается самостоятельно найти материнскую грудь и достать ее, когда у него возникает потребность. Во время кормления ребенок может принимать самые разнообразные позы и менять их, не отрываясь от груди.

Пищевое поведение

Именно в этом возрасте у ребенка отмечается возникновение потребности приема пищи совместно с родителями, за одним столом.

9 месяцев

Продолжение грудного вскармливания с прикормом. Ребенок начинает активно жевать и для полноценного развития жевательного аппарата нужна соответствующая нагрузка. Для стимуляции жевания ребенку следует регулярно давать детское печенье, сухарики и другие продукты, дающие жевательную нагрузку.

10-11-12 месяцев

Вскармливание грудное с прикормом. Расширяется рацион питания, продолжается развитие взаимоотношений с матерью в сторону более свободного: ребенок может извлекать материнскую грудь из-под одежды, во время кормления вынимать грудь изо рта и помещать ее обратно, произвольно менять позу по своему усмотрению. Это поведение может сохраняться примерно до 1,5 лет.

Пищевое поведение ребенка после года

После года пищевой рацион продолжает расширяться. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев ребенок начинает активно пить воду и приобретает привычку запивать пищу водой. Процесс приема пищи часто проходит в движении: ребенок подбегает к матери, берет кусочек пищи и убегает, возвращаясь за новой порцией. Малыш свободно обращается с маминой грудью, прикладываясь к груди по собственному желанию.

При беспрепятственном доступе к груди и доброжелательных взаимоотношениях между матерью и ребенком, он воспринимает материнскую грудь и мамины объятья как гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому если он упал, обижен, его укусила пчела – ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы забыть обо всех несчастьях.

Отлучение от груди

Этап отлучения от груди начинается в возрасте ребенка между 1,5 и 2 годами. Этот момент в основном совпадает с инволюцией железистой ткани молочной железы и уменьшением потребности ребенка в абсолютной защите, этап завершается полным отказом ребенка от грудного вскармливания. Перед отлучением от груди может отмечаться период чрезвычайно активного сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько успокаивается и наступает момент полного отказа от груди. Как правило, момент отлучения от груди мать переживает куда более эмоционально, чем дитя: она сожалеет, что теперь между ней и ребенком уже нет такой тесной связи и он не нуждается в ней так сильно, как это было все эти месяцы. По культурным традициям отдельных народов, на время отлучения от груди матери рекомендуется покинуть дом на 3-5 дней.

Критические этапы формирования пищевого поведения детей первого года жизни

К критическим этапам формирования пищевого поведения относятся первые часы/дни жизни ребенка и возраст 8-9 месяцев.

В основе проблем критического этапа первых дней жизни лежит биологически обусловленная привязанность к матери со стороны новорожденного, а проблем в возрасте 8-9 месяцев – сложности эволюционных и психологических механизмов и потребность в чувстве защищенности. Любое нарушение отношений между матерью и ребенком в эти периоды (неадекватное поведение матери, разлука и др.), могут привести к расстройствам приема пищи.

Критические периоды формирования пищевого поведения в сочетании с объективными предпосылками могут лежать в основе возникновения расстройств питания у детей.

К объективным предпосылкам относятся:

  • Пищевая «неофобия» – естественная эволюционно сформировавшаяся осторожность при употреблении новой, неизвестной пищи;
  • Снижение темпов роста к концу первого года жизни, и соответствующее снижение аппетита;
  • Потребность ребенка в самоутверждении и независимости, сопровождающаяся отказом от еды.

К числу других неблагоприятных факторов, способных привести к нарушениям питания у детей можно отнести следующие:

  1. Раннее прекращение грудного вскармливания с переходом на искусственное. По данным литературы является показательным тот факт, что у детей, находившихся на естественном вскармливании до 6 месяцев, риск развития расстройств питания практически отсутствовал:
  • На 78% реже выявляются строгие предпочтения к особым видам пищи;
  • На 81% реже встречается отказ от еды;
  • На 75 и% реже встречается пищевая неофобия.
  1. Нарушение сроков введения прикормов. Число детей с нарушениями пищевого поведения и расстройствами питания увеличивается с возрастом и часто первые проявления таких расстройств совпадают с периодом введения прикормов.
  2. Потеря оптимального коридора формирования пищевой толерантности;
  3. Необоснованная замена одного вида кормления другим и пр.

Нарушения пищевого поведения и развитие расстройств питания у детей во многом связаны с неправильными взглядами семьи, на то, какое количество еды и как часто должен съедать ребенок.

Причины чрезмерного внимания родителей к аппетиту ребенка и страх, что он может недоедать, чаще всего вызваны психологическими проблемами в семье и могут быть обусловлены следующими факторами:

  • Депрессия матери;
  • Трудности в организации и проведении грудного вскармливания;
  • Трудности, испытываемые матерью в организации ухода за ребенком;
  • Нарушение пищевого поведения у матери с использованием различных практик для похудения в анамнезе;
  • Проблемы взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», приводящие к трудностям понимания сигналов голода у детей, когда за таковые принимается беспокойство ребенка по другим причинам.

В случае активных попыток родителей вмешаться в процессы саморегуляции голода и насыщения, ребенок может отреагировать следующим образом:

  • Согласиться с вмешательством. В этом случае ребенок принимает модель питания, навязанную родителем, ломая физиологические регуляторные механизмы. Внешний конфликт при этом отсутствует.
  • Ребенок сопротивляется вмешательству родителей: активно отказывается от приема пищи при отсутствии чувства голода. При этом в семье возникает конфликтная ситуация.

Нужно отметить необоснованность страхов родителей, что малыш не способен самостоятельно регулировать процессы голода – насыщения. Доказано, что дети раннего возраста обладают способностью регулировать свою энергопотребность и едят только когда они голодны.

Текст статьи приводится в сокращенном и адаптированном варианте. С полным вариантом публикации можно ознакомиться в книге:

Пищевое поведение и пищевое программирование у детей. Под редакцией С. В. Бельмера, А. И. Хавкина, В. П. Новиковой. – М.: Медпрактика-М, 2015.

Поиск по справочнику:

Перейти в энциклопедию:

Энциклопедия
Статьи и справочные материалы
Недавно добавленные:
Краснуха: диагностика, лечение
Диагноз краснухи может быть выставлен на основании клинико-эпидемиологических данных и картины крови. При необходимости выполняется лабораторное подтверждение диагноза.      
Корь: классификация, симптомы
Классификация кори По тяжести заболевания: Легкой тяжести; Средней тяжести; Тяжелое.
Риновирусная инфекция: этиология, симптомы, диагностика, лечение
Риновирусная инфекция – острое респираторное вирусное заболевание, характеризующееся симптомами поражения слизистой оболочки носа, носоглотки и маловыраженными симптомами интоксикации.
Архивы
Комментарии
Комментарии читателей, вопросы и ответы
Комментарии к статье