
Сбор анамнеза у детей осуществляют при опросе родителей, опекунов, либо других людей из ближайшего окружения ребенка, знающих максимально подробно обстоятельства его жизни и заболевания.
Некоторые вопросы можно задать непосредственно самому ребенку, чтобы найти с ним в контакт и войти в доверие, но при оценке ответов ребенка следует помнить, что дети недостаточно четко определяют свои ощущения, помимо этого, они легко внушаемы.
Выслушивая жалобы матери, надо предельно аккуратно, соответствующими вопросами придать ее изложению желательное направление.
Независимо от возраста ребенка уточняются следующие данные:
- Время возникновения болезни;
- Особенности ее начала;
- Как развивалось заболевание в динамике;
- Какая была температура тела, как менялась;
- Какие были симптомы со стороны органов и систем;
- Проводилось ли лечение, какое, его результаты, наличие реакции на лекарства.
Анамнез у детей до трех лет
Сбор анамнеза жизни у детей до 3-х лет имеет свои особенности: его начинают собирать со сведений о матери. Необходимо узнать следующие данные:
Сведения о беременности
- Какая по счету беременность и роды;
- Течение беременности (нормальное, угроза выкидыша, токсикоз);
- Режим питания во время беременности (регулярное, качество и сбалансированность питания);
- Состояние здоровья матери в течение беременности. Если были заболевания, то какие, на каком сроке они возникали, и какое было лечение и последствия;
- За сколько времени до родов ушла в отпуск;
- Наличие вредных привычек (алкоголь, курение и пр.);
Особенности родов
- Роды: срочные, преждевременные, переношенная беременность;
- Особенности родов: быстрые, затяжные, нормальные;
- Применялось ли акушерское пособие во время родов, если да, то какое, последствия;
- Как закричал ребенок после рождения: сразу, либо проводились реанимационные мероприятия;
- Масса и рост при рождении;
- Первое прикладывание к груди и кормление, сроки;
- В какой срок отпал остаток пуповины;
- Когда восстановилась масса тела и какая была физиологическая потеря;
- Чем болел ребенок в период новорожденности;
- На какой день и с какой массой выписан из роддома;
Данные о характере вскармливания ребенка
Большое значение имеют данные о характере вскармливания:
- Было ли вскармливание естественное, смешанное, искусственное;
- Кормление проводилось по часам или беспорядочно;
- Когда и как вводились докорм, прикорм, витаминные добавки;
- При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем именно кормили ребенка, в каком количестве и какой последовательности;
- Какое питание было после года;
- Особенности вкуса и аппетита.
Оценка физического и психомоторного развития
Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют:
- Динамика массы тела и роста ребенка в первый год жизни и после года;
- В каком возрасте стал держать голову, сидеть, стоять, ходить;
- В каком возрасте стал произносить первые слова, фразы, запас слов.
- Как ребенок спит, особенности сна, его продолжительность;
- Регулярность и продолжительность прогулок, проводилось ли закаливание;
- Как прорезались зубы, в каком возрасте, порядок прорезывания;
Вакцинирование и перенесенные заболевания
Анамнез жизни ребенка обязательно включает информацию:
- Перенесенные заболевания, их течение, проводилось ли диспансерное наблюдение;
- Проводились ли профилактические прививки, своевременно или с медотводами, и реакции на них;
- Результаты туберкулиновой пробы, когда проводилась;
- Был ли контакт с инфекционными больными.
Анамнез жизни у детей старшего возраста
При опросе выясняют сведения:
- Какой по счету ребенок;
- Как развивался в период раннего детства;
- Каково поведение дома и в коллективе;
- Успеваемость в школе;
- Перенесенные заболевания;
- Профилактические прививки;
- Туберкулиновая проба и результат;
- Контакт с инфекционными больными.
Семейный анамнез
Семейный анамнез должен включать сведения: возраст родителей, их профессия, материальная обеспеченность семьи, когда и чем болели члены семьи; о наличии других детей в семье, их возраст, развитие, состояние здоровья; о посещении ребенком детских учреждений (школа, детский сад, кружки, секции); соблюдение режима и качество питания; какая успеваемость, наличие дополнительных нагрузок. Особое внимание необходимо уделить выявлению наследственных заболеваний.
Литература
Малая медицинская энциклопедия: Гл. редактор – академик В. И. Покровский, – М., “Медицина”.